Грузинскому вину в отличие от молдавского путь в Россию закрыт.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Россия готова понемногу открыть двери на свой рынок для опального молдавского вина: уже на этой неделе Роспотребнадзор может принять на экспертизу образцы продукции пяти предприятий, а затем разрешить импорт в страну. Однако завоевать прежние позиции молдавские, а тем более грузинские вина уже не смогут – их долю практически полностью заняли российские производители, для которых эмбарго оказалось неожиданным подарком от собственного государства.
Как заявил в минувший вторник главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, в случае положительного заключения по качеству вина, прежде всего бутылочного, дадут разрешение на ввоз в Россию. Что же касается грузинского вина, то, как ранее высказывался тот же Онищенко, его ниша в России занята прочно, к тому же «никаких импульсов от Грузии по этому поводу не поступало, а мы проявляем скромность». Молдавские производители заявили о возобновлении своего винного экспорта в Россию еще 14 июня: «Президент Владимир Воронин отдал указание о немедленном возобновлении поставок вин в Россию, – заявил тогда гендиректор агентства «Молдова-Вин» Валериу Миронеску. – Мы уже давно готовы к этому».
Однако принимающая сторона к этому если и готова, то не очень – ей по крайней мере требуется время: как для проведения экспертизы, так и для наклеивания новых акцизных марок. К тому же масштабы экспорта, если он и возобновится, будут несопоставимы с прежними. Напомним, что до введения эмбарго доля молдавских вин и виноматериалов на российском рынке составляла около 60%, грузинских – менее 10%, российских – 30–35%, а остальное замещалось импортом, главным образом из Франции. Как отметил в беседе с «НГ» управляющий партнер компании STAS Marketing Partners Андрей Стась, сейчас ситуация поменялась радикально: львиную часть молдавско-грузинской доли перехватили российские производители, доведя свой объем примерно до 80%, остальное приходится на импортеров из дальнего зарубежья: Аргентина, Чили, Франция, Испания и т.д. Стоимость же всего рынка вина в России, по его оценке, сегодня составляет примерно 6 млрд. долл. и растет на 15–20% в год.
Таким образом, введенные Россией меры привели более чем к двукратному росту доли именно отечественных производителей, причем если раньше они сталкивались с серьезными проблемами при сбыте, то сегодня, как отмечают эксперты, практически вся их продукция распродается. Впрочем, аналитики не считают, что государство своими действиями специально хотело поддержать российских виноделов – все-таки это не столь важная отрасль, чтобы подключать к решению ее проблем столь мощные административные ресурсы. «Я не думаю, что история с введением эмбарго была некой целенаправленной акцией, но спорить с тем, что российские и, в частности, кубанские производители получили наибольшую прибыль, невозможно, – отмечает Андрей Стась. – Мало того, на рынке царила уверенность, что молдавскую и грузинскую доли наверняка займет Болгария с ее большими потенциальными возможностями наращивать экспорт». Эти предположения не сбылись, но и здесь, само того не ведая, помогло российское государство: в прошлом и нынешнем годах, когда стала внедряться Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), весь российский рынок алкоголя переживал кризис. Тогда и наши производители испытали немало проблем, что уж говорить о болгарах, которые к кризису оказались не готовы.
При этом передел рынка не привел к ухудшению качества и росту цен, чего многие также опасались. «Скорее наоборот, – полагает аналитик. – Виноматериалы, которые поставлялись из Молдавии, были довольно низкокачественными, но именно они использовались отечественными виноделами, которые после введения запрета вынуждены были переключиться на использование более качественных – в силу технологического уровня производства – южноамериканских и европейских виноматериалов». При этом конечная стоимость продукции немного повысилась, но не столь драматично, как отмечает глава STAS Marketing: можно говорить о повышении в среднем на 8–10 руб. за бутылку, что, учитывая инфляцию, практически никак не отразилось на рядовых потребителях.